Чайный космизм

За долгие годы тесного и продуктивного взаимодействия с чаем люди выстроили вокруг него богатую нематериальную культуру. Которая проявляется и в настроении каждого конкретного чаепития, и в ритуалах и правилах почтенных чайных традиций, и в уверенности каждого увлеченного чаем человека в том, что в чае, кроме вкуса и аромата, есть что-то еще, далеко выходящее за рамки чувственного восприятия.

Это «что-то» очень сложно ухватить за хвост и классифицировать. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нематериальную составляющую чая обзывают самыми разными словами. Философией, духовностью, этикой (а заодно и эстетикой, часто смешивая эти понятия), дао-путем и так далее. Проблема всех этих названий в том, что в них нет ничего, кроме названий, они пусты. Попробуйте уточнить у человека, который мощно задвигает про чайную философию, в чем, собственно, эта философия состоит — и окажется, что ему просто нравится, что он это слово выговорить может, а о том, что такое философия, этика, эстетика и прочая духовность, имеет представление восторженное и бестолковое.

Не помогает с классификацией нематериальной чайной культуры и кажущееся очевидным обращение к традиционным религиозным и этическим концепциям Востока. Я вообще всегда с крайнем недоверием относился к привязке чая, например, к дзэн-буддизму. Чай и чань, конечно, близки территориально и, более или менее, исторически — но даже с учетом этих факторов сентенции типа «чай и дзэн имеют один вкус» кажутся мне ничуть не более обоснованными, чем заявления «у чая протестантская этика» или «у чая православный дух». А включенность чая в буддийскую монашескую повседневность ничем не отличается от включенности чая в аналогичную повседневность православную. Безусловно, мой чайно-буддийский скептицизм связан как с предметным невежеством, так и с тем, что с китайским чаем я познакомился уже будучи вполне сформировавшимся чайным обормотом с усредненными русско-английскими вкусами — однако менее скептическим он от этого не становится.

Короче говоря, я отлично понимаю тех чайников, которые на серьезных щах несут добродушную чушь про чайную духовность и философию. Они это не со зла, а от беспомощности. Ну и еще от того, конечно, что они не знакомы с космизмом.

Космизм — это штука, которая специально придумана для того, чтобы описать весь тот милый бред, что приводит в восхищение экзальтированных красавиц и инженеров с недостатком классического образования. Вот представьте себе, что вы сидите в Калуге, у вас борода, слуховой аппарат и прогрессивные идеи о том, как вывести в космическое пространство какое-либо тело посредством реактивного движения. И все эти идеи толковы, опубликованы, подкреплены расчетами и, попав в умелые руки молодых последователей, приведут к тому, что через сто лет после вашего рождения на орбите Земли появится небольшой пипикающий шарик. А еще через некоторое время прозвучат «Поехали» и «That’s one small step for man, one giant leap for mankind». Ну то есть вы реально большой ученый, визионер и Циолковский. Вот только кроме ракетных фантазий у вас в голове есть и прочие идеи. Иногда прекраснодушные. Иногда — настолько евгенические, что один австрийский художник, реализовавшийся в смежных с живописью областях, нервно курил бы в сторонке, если бы не был убежденным зожником. Полностью игнорировать весь ваш поток сознания не получится, потому что человек вы хороший. Но и принимать всерьез значительную часть ваших идей прямо сейчас никак не получается. И тогда вас объявляют космистом. Или даже русским космистом.

Потому как космизм (пошла википедия) — это «ряд религиозно-философских, мистических, художественных, эстетических и научно-футурологических течений начала XX века, объединяемых в одну общность на основании наличия в них представлений о человеке и человечестве как элементах, связанных в единое целое с космосом и развивающихся вместе с ним по неким общим закономерностям».

Это определение как вы сами понимаете, прекрасно, потому что под него попадает все, что угодно. В том числе и наше неугомонное желание видеть в чае нечто большее, чем вкусный и отлично утоляющий жажду напиток, наша профессиональная готовность к встрече с чудом за чайным столом и смущенная неспособность признаться в том, что вся наша работа с чаем — это не что иное, как ожидание такого чуда.

Поэтому когда в следующий раз в чайном магазине, чайном клубе, чайном интернете или еще в каком-либо коммуникационном чайном пространстве вы встретите человека, говорящего словами, смысла которых он сам не понимает, но говорящего беззлобно, восторженно и вообще симпатичного, знайте, перед вами не дурачок, который выучил тридцать слов и освоил десяток манипуляций. А чайный космист.

Такой же, как и вы, только начинающий.

Автор- Денис Шумакков