И снова про шены. Про их неуникальность

Приветствую, друзья. Сегодня мы пьем шэн пуэр. И говорить будем о нем же. Устраивайтесь поудобнее, заваривайте чай. Мы начинаем.

Возможно, сейчас поклонники шэна возмутятся, но я хотел обсудить как раз то, что он не является таким уж уникальным видом чая. Сейчас объясню, что имею в виду.

Еще пятнадцать-двадцать лет назад действовало общепринятое разделение чая на шесть видов: зеленый, белый, желтый, красный, улун и черный. Причем замечу, на просторах СССР черным чаем ошибочно назвали как раз красный подвид. Впрочем, как и в англоязычных странах. На самом же деле, черный чай делится на пуэр и не пэур. Не пуэр называли хэйча. И никто особо не хотел разбираться, что это за хэйча такие.

За это время многое изменилось. Появилась куча так называемых чайных мастеров, любителей. С другой стороны на рынок вылезли торгаши, для которых важно продать чай под любым соусом, и плевать на все классификации и тысячелетнюю чайную историю.

Как раз из-за таких людей в нашей стране изменилось представление о видах чая.

Популярность пуэра сыграла с ним злую шутку. Продавцы уверяли, что пуэр – это нечто ну совершенно особенное. А покупатели были и рады слушать. Поэтому в массовом сознании пуэр стал как бы отдельным видом чая.

Все остальные хэйча слились в какую-то неразборчивую малоинтересную массу. А вот пуэр – это да. Это уникально. Другие, интересные, с ярким необычным вкусом разновидности хэйча просто игнорируются. Но главное, совершенно упускается из вида их общая технология производства.

Это вроде очевидная вещь, но давайте проговорим еще раз. Отличия одного вида чая от другого определяются ни географией, ни ботаникой, ни вкусом. Основа деления на виды – это технология производства. Все. Точка.

Например, есть устойчивый стереотип, что белый чай – это как бы зеленый чай, но из более дорогого и нежного сырья. Так вот, это неправда. У белого и зеленого чая разная технология производства. Белый чай обрабатывают без прогрева и сминания. А вот зеленый интенсивно прогревают, сминают, скручивают.

Напротив, у пуэра и других хэйча процесс изготовления, в целом, одинаковый. Поэтому это один вид чая. Это возвращает нас к началу разговора. Шестицветная классификация все еще логичная и актуальна. Давайте повторим, чтобы не путаться в дальнейшем: белый, желтый, зеленый, красный, улун и черный.

Но все это разделение возникло меньше века назад. До этого у чайных специалистов веками не было такой необходимости. Технологические процессы были проще. Не было какого-то общего информационного поля, где люди из разных регионов могли бы обмениваться опытом. В каждой провинции веками делали чай традиционными способами. На это влияла куча факторов: сложности транспортировки, климат.

Тогда ни у кого не было потребности как-то делить чай. Это просто не приходило в голову. Но если мы сейчас, с современной колокольни, попробуем это сделать, получится вот что.

Во-первых, выделим относительно светлый чай со свежим вкусом и ароматом. Это был дорогой чай. Потому что его изготовление требовало времени и навыков. Сырье прогревали на всех этапах. Это позволяло убрать горечь и кислоту. А кроме того, такой чай можно было долго везти куда угодно, и он не терял своих свойств. Если использовать нынешние понятия, это были, в основном, зеленые чаи.

Был и более дешевый чай. Его сушили не так сильно. Он темнел. Вкус и аромат получались более терпкими. Такой чай был востребован за пределами Китая. Его быстро стали экспортировать. Постепенно формировался вид чая, для которого потемнение было не недостатком, а достоинством. Именно оттуда берет начало хэйча.

Уже в двадцатом веке окончательно оформилась шестицветная система. Пуэр тогда не был так знаменит и не играл особой роли. Он почти не отличался от других хэйча.

И уж тем более не было каких-то лимитированных версий, купажей. Далеко было до времени, когда сырье со старых пуэрных деревьев будут продавать на аукционах.

А что было дальше? Как пуэр приобрел большое значение? Об этом поговорим в следующий раз.

На сегодня это все. Пейте чай, будьте здоровы. До встречи в «Золотом жуке».