Про марочный чай

7 сентября 2024

Эпоха марочного чая

Я придерживаюсь правила, что, если любишь что-то, хорошо бы узнать об этом побольше. Думаю, раз вы смотрите это видео, то неравнодушны к хорошему пуэру. Поэтому сейчас предлагаю углубиться в его историю.

Вся она делится на несколько этапов. Началось все где-то в середине восемнадцатого века, когда основали один их первых великих чайных домов – Тунсинхао. Этот период называют временем знаменитых торговых марок древности. И продлилось он несколько веков, вплоть до 1949 года. Как вы догадались, водоразделом между чайными эпохами стало образование КНР.

Мы уже как-то обсуждали, насколько изменился тогда чайный рынок. Большинство великих домов прекратили свое существование. Бренды или даже вернее сами их названия остались до сих пор. Но чаще всего это не прямые продолжатели, а те, кто запустил новое чайное производство под старым именем.

Перейдем к следующему этапу. С начала пятидесятых да начала семидесятых годов прошлого века – это время печатей. Всё производство и весь сбыт чая контролировались государством. Внешний вид обложек стандартизировали. Сверху и снизу размещали красные надписи, а посередине торговых знак. Постепенно стали появляться не только красные печати, а также желтые, зеленые, синие.

Затем, в 1972 году экспорт чая перешел в ведение Китайской государственной сельскохозяйственной импортно-экспортной компании. Поэтому на каждой чайной обложке писали ее название. Примерно в это же время на блинах появились и цифры. Это были номера рецептов пуэров. По этой причине весь этот исторический этап называется «Время Цицзыбинов». Тогда же закончилась эпоха стандартных одинаковых обложек. Каждый производитель начал делать что-то свое и пытался выделиться.

А вот следующий временной отрезок – он уже ближе всего к нам. Я говорю о времени вплоть до 2008 года, когда был запущена национальная стандартизация пуэра. Это считается временем марочного чая.

Дело в том, что в первые годы в КНР была общая система как закупки, так и сбыта чая. И только в начале 90-х ее отменили. На рынок, что называется, пришел частник. Стали возникать и небольшие, и крупные чайные бизнесы. Естественно, началась конкуренция. Компании улучшали технологию производства, осваивали маркетинг. И все это вывело пуэр совершенно на новый уровень. Для него началась эпоха рассвета, причем не только в Китае, но и по всему миру.

Государственные компании не смогли быть такими эффективными. Многие их них лишились сильных руководителей и были реорганизованы.

Как раз этот непростой период стал временем расцвета для чая по особым заказам. Давайте разберемся, о чем здесь, собственно, идет речь.

В плановой чайной экономике чай нельзя свободно экспортировать. Заграничные покупатели не могли покупать столько чая, сколько они хотели, использовалась сложная система квот. И вот, в 1993 году она рухнула.

Покупатели из Гонконга и Тайваня смогли непосредственно пообщаться с чайными компаниями. Тогда-то и появились первые заказы на особый чай, который бы полностью отвечал предпочтениям покупателей.

Я уже рассказывал в одном из видео про историю рецептов 8582 и 8592. В 90-х такая практика стала всеобщим явлением. Эдакая персонализация пуэра. Заказчики теперь сами выбирали сырье и то, как его будут обрабатывать. Дело доходило даже до эстетики. Одни требовали запрессовать в блины крупные листья или даже цветные ленточки. Другие просили сделать особую обложку.

Это, конечно, делало рынок интереснее, а предложения на нем разнообразнее. И коллекционерам теперь есть за чем охотиться, а мне – о чем снимать видео. Есть и более важный эффект. Как правило, чай по особым заказам был высочайшего качества. Но и на таком фоне надо чем-то выделаться. Поэтому появились такие фишки, которые, со временем, превратились в полноценные тенденции чайного рынка.

Сейчас поймете, о чем я толкую. Именно в таких марочных чаях впервые появились рецепты, где были листья только со старых деревьев. Или, например, заказы, где использовался только чай из мест, где остались старые чайные сады. Или чай, который обработали строго вручную.

Одним словом, то, что изначально было желанием, прихотью конкретного заказчика, оказало огромное влияние на весь мировой рынок пуэра.

Ну что ж, на сегодня это все. В одном из следующих видео продолжим тему. А пока традиционно желаю вам пить только качественный чай и быть здоровыми. Ну и, конечно, до встречи в «Золотом жуке».